ВОПРОС: Известны ли случаи, когда духовная практика приводит к еще большей гордыне?

ОТВЕТ: По идее, должно быть наоборот: с духовной практикой гордыня и эгоизм уменьшаются, вместо них в сердце накапливаются доброта и любовь. Но бывает и так, что человек вроде становится на духовный путь, но при этом вместо того, чтобы становится кротким, смиренным, проявлять доброту и любовь, человек вдруг проявляет совсем другие качества. Почему это происходит?

Когда человек приходит в религию, это не означает, что он сразу же становится духовным человеком. Точно так же, как если человек приходит в больницу, то это еще не означает, что он сразу выздоровел. Ему нужно пройти процесс излечения, выздоровления.

И с духовной практикой – это не автоматический процесс: прихожу в религию – автоматически становлюсь духовным человеком, кротким, смиренным, проявляю любовь и все остальное. Чаще всего, к сожалению, бывает так: человек приходит в религию со своими мирскими привычками и продолжает уже в религии проявлять эти мирские привычки. То есть он вроде бы внешне религиозный человек, но внутри ничего не изменилось.

Первый вариант, который в этом случае может быть, называется «религиозный атеист». Он вроде религиозный человек по внешним атрибутам, но по факту в Бога не верит. Такой человек просто внешне принимает религию, но не следует тому, что религия говорит. Ведь теист – тот, кто верит в Бога, – он с уважением относится к просьбам Бога, наставлениям Бога, заповедям Бога, проявляет уважение, терпение, потому что это все – наставления Бога. Если человек теист, то он будет стараться это делать. Если же он атеист, он не принимает Бога как что-то реально существующее, поэтому все эти формальности религиозные для него не важны. А что тогда будет? Ну, следую я, не следую, какая разница? И такой религиозный атеист, он в религии только внешне находится. На самом деле он каким был, таким и остался. Это самый нехороший вариант.

Другой вариант лучше. Я называю его «религиозный материалист». Он уже не атеист, он принимает Бога, следует наставлениям Бога. Потому что понимает: если я буду следовать, то все будет хорошо. Не буду следовать – будет плохо. Но материалист означает, что его интересуют материальные вещи. То есть по-прежнему, как и всех в этом мире, его интересуют материальные вещи. Но есть просто материальные атеисты, а есть религиозные материалисты. И вот, религиозный материалист следует заповедям и всем религиозным предписаниям. Но при этом цель его жизни – как можно лучше устроиться в этом мире. И он использует религию для того, чтобы комфортнее в нем жить. Он просит: «Господь, дай мне материальные блага, которые помогут мне жить хорошо». И проблема таких людей в том, что в центре их жизни все равно остаются их материальные потребности. Или, если еще по-другому сказать, эгоистичные потребности. То все вот эти проблемы, связанные с эгоизмом, у такого человека остаются. То есть они могут проявляться чуть-чуть более благородно, но проблема та же самая: я хочу быть богатым. А если тот человек мешает мне быть богатым, то я его не люблю за это. Или я хочу быть в центре, а какой-то человек меня оттесняет, забирает внимание людей на себя. Я, конечно же, не люблю такого человека. Потому что я хочу быть в центре. А вот тот, кто помогает мне быть в центре, тот, кто дает мне богатства какие-то, – это хороший человек. То есть остается та же самая тема: хорошие и плохие, друзья и враги. Только к тем людям, которые делают так, как он хочет, он будет проявлять доброту и любовь. Если, не дай Бог, кто-то начнет делать что-то другое, то доброта и любовь сразу заканчиваются. Он начинает ненавидеть этих людей. В этом проблема религиозных материалистов.

И следующая категория называется «религиозные трансценденталисты». Трансценденталист – это человек, который не стремится к материальным благам. У него цель – за пределами этого мира. Такой человек хочет отношений с Богом, хочет в духовный мир. Его не держат материальные вещи этого мира. Он разочарован в этом, и он стремиться к тому, чтобы выйти из него и попасть в духовный мир. Такой человек, конечно же, будет стараться изживать в себе эгоистичные тенденции. Может быть, вначале не так просто, не так легко у него это получается. Но, по крайней мере, этот человек работает над собой. Он не оправдывает какие-то свои дурные качества, проявления своего эгоизма. Он стыдится этих вещей, он стремится работать над этим, избавиться от этого. И само по себе это привлекательно.

И есть трансценденталисты, которые достигли успеха в религии. У них действительно есть чувства к Богу, они очищены. Называют их «святые люди». И такие люди проявляют доброту и любовь, потому что у них не осталось личных интересов. И вот с такими людьми, конечно, всегда очень радостно и легко. Они очень притягательны. Люди тянутся к ним, хотят общаться с этими людьми.

Какую ошибку делает человек приходя в религию и оставаясь при этом гордым? Ошибка в том, что человек не меняет своих целей. Если человек остается материалистом, то все дурные качества, которые были в нем, остаются. Но если человек сознательно внутри говорит: «Нет, нет, я не хочу этого, я хочу избавиться от этого, потому что мне это мешает быть слугой Бога», то тогда постепенно эти качества будут уходить из сердца такого человека по милости Бога.

Поделитесь этим материалом:

Поделиться
0
Рубрики
> Все категории
> Смотри
> Слушай
> Читай
Проекты Олега Сунцова

Этот сайт принадлежит частному лицу, не являющемуся представителем никакой религиозной организации.
Все материалы на данном сайте публикуются в образовательных целях.
Владелец сайта не преследует цели вовлечения его посетителей в какую-либо религиозную организацию (религиозное объединение).

M
Карта сайта
#s=2&pid=783